Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам – он совершенен.
Лев Толстой
Из рассказа друга и коллеги генерал-майора Илюхина Ивана Ивановича: «Это было во время службы на Дальнем Востоке. В один из весенних выходных дней офицеры полка выехали к реке на отдых. Дети играли у воды. И вдруг одна из льдин наползла на берег и, зацепив двухлетнего мальчика, утащила его под воду… Никто ничего не успел сообразить, а подполковник Налётов уже нырнул под льдину и вытащил ребёнка… А ещё, это уже в Москве, он вынес двух маленьких детей из горящей квартиры, случайно проходя мимо…».
Эти поступки говорят о нём больше, чем весь его послужной список.
Cтоя в одном из многочисленных коридоров Военной академии Генерального штаба, я, в ожидании профессора Василия Александровича Налётова, пыталась представить его себе. Но все мои предположения оказались неверными. Навстречу шёл не очень высокий, подтянутый, моложавый, приветливо улыбающийся мужчина, совершенно не похожий на человека, которому скоро исполнится 70 лет.
Поздоровавшись и представившись, он неторопливо, часто останавливаясь, а порой и смущаясь, если речь шла о каких-то его достижениях, начал свой рассказ:
«Моя судьба похожа на сотни и даже тысячи судеб людей моего поколения. Год моего рождения попал на тяжёлые послевоенные годы.
В училище я был старше своих однокурсников, в некоторых вопросах опытнее, сказался рано накопленный трудовой опыт. Семья у нас была очень большой, девять детей, мама умерла рано, поэтому старшим пришлось идти работать. Я, вместе с братьями, работал в кузнецком цеху, был молотобойцем — в шестнадцать-то лет! А кувалда весила столько же, сколько мне было тогда лет…»
Это был его первый опыт работы в коллективе и первый, заслуженно заработанный, авторитет — не к каждому в 16 лет обращаются по имени-отчеству.
Затем было Казанское высшее командное танковое училище, которое он окончил с золотой медалью.
Ему очень хотелось учиться. А служба в армии считалась тогда наиболее почётной, так и пришло решение стать военным. Будучи из простой рабочей семьи, он стал среди Налётовых первопроходцем на этом пути.
Помимо учёбы, занимался спортом, что, по его словам, «помогало закалять характер». И как итог — кандидат в мастера спорта.
После оканчания учитлища он попадает в Группу советских войск в Германии — в город Дрезден. Это был 1969 год. Тогда ещё лейтенанта, Василия Налётова город просто поразил своей красотой.
Там же, в 1970 году, на молодёжном фестивале, в котором принимали участие советские юноши и девушки, ему выпала честь быть факелоносцем. Он принял факельную эстафету с Вечным огнём от Могилы Неизвестного Солдата из рук первого секретаря ЦК ВЛКСМ Е.М. Тяжельникова и, передвигаясь на боевой машине БРДМ–2 по дорогам Германии, доставил его в Дрезден.
За время службы в Германии Василий Александрович прошёл должности: командира взвода, командира танковой роты, начальника штаба танкового батальона и командира танкового батальона — это всего за пять лет службы! И, по мнению сослуживцев, у него были: и лучший взвод, и лучшая рота, и лучший батальон. Хотя в то время, для прибывающих в Группу советских войск в Германии, было неписаное правило — на какую должность прибыл, с той же должности и убыл.
В это же время лейтенант Василий Налётов женился. Его женой стала девушка с красивым именем Лидия. Они были из одного села и учились в одной школе. Лидия Михайловна была дочерью учителей, которые преподавали в этой же школе и, как и её родители, стала учительницей. Она преподавала математику.
На ум сразу приходит поговорка, и сегодня популярная в среде военных: «Педагог плюс офицер — лучший брак в СССР». И это сущая правда.
По окончании Военной академии бронетанковых войск майор Василий Налётов попросился на Дальний Восток.
За долгие десять лет службы было всякое — обстановка в том регионе была сложной, и поэтому служба была сопряжена с различного рода трудностями. Однако это не помешало ему быть, как всегда, в первых рядах.
По его мнению, ему «просто очень везло на хороших людей», но здесь я смею не согласиться с Василием Александровичем, ведь окружение человека, на мой взгляд, зависит, в первую очередь, от отношения самого человека к окружающим.
Ещё одна черта характера — умение вживаться в любой, даже самый сложный, коллектив.
Так было и во время учёбы в Военной академии Генерального штаба.
К слову, Василий Александрович был из, так называемого, «золотого выпуска» ВА ГШ — все его сокурсники, кроме одного, получили генеральские звания. Единственным, не получившим звание, оказался отец известного ныне певца Николая Баскова.
Среди бесконечных служебных обязанностей он никогда не забывал о своей семье, тогда уже пополненной сыном Александром и дочерью Еленой.
Сын пошёл по стопам отца — окончил военное училище и служил командиром мотострелкового взвода в Московском военном округе.
Сын…
Нет страшнее горя, чем хоронить своих детей.
Когда пришло известие из Чечни о гибели сына, генерал-майор Налётов не поверил и, оставив все свои служебные дела, бросился на его поиски.
Офицеры Управления информации МО РФ, отслеживающие его движение по Чечне, поражались его напористости и неутомимости в поисках сына.
Из воспоминаний Василия Александровича:
«Проехав очередной блокпост, по ошибке заехали в село, где родился Дудаев… Мы чуть не попали в плен, нас уже окружили, но меня спас чеченец, сказав, что «это мой гость и я его в обиду не дам…»
Он нашёл… Но не сына, а место, где тот погиб…
От танка с экипажем, в составе которого был лейтенант Александр Налётов, остались только небольшие фрагменты…
Мама одного из погибших ребят привезла в простой пластиковой бутылке землю с того места, где погиб экипаж. Эту землю Василий Александрович положил под могильную плиту…
На территории храма Архангела Михаила в Тропарёве, в которой в своё время благословлял на бой войска Кутузов, с разрешения и по настоянию Патриарха Алексия, была установлена мемориальная плита. На ней высечены слова: «Лейтенант Налётов Александр Васильевич погиб в Чечне в 1994 г.»
От невыносимой душевной боли спасала служба и маленький загородный домик, построенный своими руками, где можно было немного отвлечься…
После служебной командировки в Сирийскую Арабскую Республику в качестве советника начальника Военной академии Вооружённых сил САР, где впервые было проявлено его педагогическое мастерство, началась преподавательская деятельность генерал-майора Налётова Василия Александровича в ВАГШ ВС РФ.
Здесь он проявил себя — в меру строгим, принципиальным, а что самое главное, справедливо оценивающим знания, умения и профессиональные качества, не зависимо от должностей и званий.
По мнению слушателей академии: «одна только фамилия «Налётов» вызывает дрожь», но в дополнение каждый из них говорит об его индивидуальном подходе в обучении и о том, что уважают именно таких преподавателей, как он.
Василий Александрович один из немногих нарушает устоявшееся в академии правило — не ставить плохих оценок. Казалось бы, всё верно, ведь в стенах академии учатся и генералы, стоящие на различных высоких должностях, и кандидаты наук, и офицеры с несколькими вузами за плечами. Однако профессор не приклонен — нет-нет, да и поставит.
«Я знаю потенциал многих сегодняшних военачальников, и надо отдать должное, все они достойные люди, профессионалы своего дела. И поэтому самое важное для нас сегодня — готовить таких же профессионалов. Не театралов и знатоков московских музеев, а офицеров-профессионалов в высшем понимании этого слова. И в академии для этого должны быть созданы все условия». В.А. Налётов.
Неординарность, редкое мастерство, вера, но не самоуверенность, в своих силах, незаурядный талант преподавателя подтверждают как его коллеги, так и все, кто имел честь быть учеником Профессора Налётова Василия Александровича…
Он и сегодня, в свои неполных 70 лет, принимает активное участие почти во всех видах соревнований. Но предпочтение отдаёт соревнованиям по стрельбе и игре на бильярде — и, как всегда, побеждает.
И всё же, отдавая большую часть своей жизни работе и своим подопечным, главной радостью Василий Александрович считает свою семью и, конечно же, любимого внука Серёжу — надежду и продолжение…
Надежда Дробышевская